Одно из значений слова «фонетика» - звуковой
состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития
речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от
его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Игры по освоению ребенком звукового состава языка
включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков,
знакомство с буквой.
Игра №1
Фонетическая гимнастика.
Правила
игры. Начинаем
с простых вопросов:
Как тикают
часы?- тик-так
Как
подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают
ножницы? -чик-чик
А затем
задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит
жук? –ж-ж-ж
Как воет
волк? –у-у-у
Как поют
комарики? –з-з-з
Как фыркает
кот? –ф-ф-ф
Как шипит
змея? –ш-ш-ш
И т. д
Игра №6.
Комары и осы.
Игровой
материал: картинки
Правила
игры: Комары
звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.
Услышите
песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то
пальчиками покажите, .как она ползет.
Затем
называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает,
какой звук встречается в слове.
Словарный
материал.зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать
и т.д
Вариант этой
игры: Слушай
внимательно.
У ребенка в
руках 2 картинки :свисток и звонок.
Свисток
свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.
Говорим
слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.
Различение
звуков Ч-Щ.
Объясняем:
Ч-Ч-Ч- так
звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;
Щ-Щ-Щ- так
пилят дрова.
Дети слушают
слова и передают движениями звуки Ч или Щ.
Словарный
материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель. И т.д
Игра № 7
Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука).
Игровой
материал: кукла.
Правила
игры:
Кукла очень
торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просим
поправить куклу, где необходимо.
На солнышке
греется котено…(К)
На него
смотрел белолапый щено(К)
Он хотел его
догна…(Ть)
А рядом по
двору гулял важный пету…(Х)
За ним
бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)
Игра №4
Любопытный.
Игровой
материал: фишки
Правила
игры: На любой
вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со звука Б.
- Где
был?- на балконе
- Кого
видел?- бульдога
- Куда
собираешься? – в булочную
- Что будешь
покупать?- бублики, баранки
- Куда
поедешь?- к бабушке в Букино
- Что
наденешь?- блузку, брюки и т.д
Игры№4
Изобрази предмет.
Правила
игры:
Спрашиваем у
ребенка, с какого звука начинается его имя.
Например,
Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.
Названия
каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…
Дети
придумывают, как изобразить эти предметы.
Игра №5 Кто
больше?
Игровой
материал: картинки.
Правила
игры:
Даем ребенку
набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых
звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3
раза-( ананас, барабан).
Так же
подбираются картинки для работы с другими звуками.
Игра № 7
Магазин.
Игровой
материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные
предметы.
Правила
игры:
На картинках
нарисованы предметы одежды и посуды. В названичх предметов есть звуки С, Ш, Л,
Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету
Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает
тот ,кто сделал больше покупок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий