Звук Р -
один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения
необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и
амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что
большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного
произношения звука Р.
Как правило,
вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так
уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:
·
Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это
характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
·
Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука),класка (вместо
краска), ыба (вместо рыба);
·
Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно
для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может
произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например
грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что
характерно для английского).
Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала
попросите малыша «порычать» - иными словами, несколько раз произнести звук Р
сам по себе, а не в составе каких-либо слов.
Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа:
ворона, король, трава, порядок и т.п.
Если ребенку
не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно
в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок
«на отлично а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать
правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и
т.д.
Постановка
звука Р - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и
«разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для
разминки:
Упражнение
«Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он
должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко
в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
Упражнение
«Маятник». Как и
в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и
покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее.
Около 10-20 раз.
Упражнение
«Гармошка». Снова
улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся
произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот
максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
Упражнение
«Комарик». Очень
веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за
передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем
сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания
зубов и снова произнести «з-з-з».
Все эти
упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и
постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны
особые постановочные упражнения.
«Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними
резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды… «Чей язык
длиннее?» Устройте
соревнование: кто дальше высунет язык изо рта?
Если до шести лет проблема с
произношением звука «р» не разрешилась, то стоит обратиться к логопеду, который
сможет оказать профессиональную помощь. При этом не стоит полностью всю
ответственность перекладывать на специалиста, не забывайте продолжать выполнять
упражнения с ребенком самостоятельно дома. Результаты не заставят себя ждать, и
Вы вскоре забудете эту проблему. Удачи и терпения Вам и Вашему ребенку!
Комментариев нет:
Отправить комментарий