В период адаптации к школе особое
значение имеют особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки.
Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение
школы. Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. Есть
и такие дети, которых общение с учителем пугает.
Опыт общения ребенка с окружающими, определяет характер его адаптации к условиям школы. Поэтому очень важно обращать внимание на речь ребенка в адаптационный период и помочь ему развивать ее.
Сегодня мы предложим Вам несколько упражнений для развития мелкой моторики рук, которые Вы можете выполнять дома с ребенком. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Существует
множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Хорошо
зарекомендовала себя разнообразная предметная
деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:
•1.
застегивание и расстегивание пуговиц;
•2.
шнурование ботинок;
•3.
нанизывание бусин;
•4.
игры с мозаикой;
•5.
игры с мелким конструктором;
•6.
перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Упражнения
с мелкими предметами –помогают сосредоточить внимание на задании и отработать
речевые упражнения
Упражнение с
прищепками «Котёнок»
Не
слишком тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от
указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается
больно котенок-глупыш,
Он
думает: это не палец, а мышь.
Но
я же играю с тобою, малыш,
А
будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
2.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа).
С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки,
что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой
моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
«Я
мячом круги катаю…»
3. Упражнения с
карандашом (самомассаж)
Упражнение «Утюжок»
Толстый карандаш положить на стол, «прогладить» его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
Карандаш я покачу
Вправо-влево — как хочу
Упражнение «Добывание огня»
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатывать между ладонями сначала медленно, потом быстрее (от кончиков пальцев
к запястьям). Попробовать это делать
с двумя карандашами сразу.
Карандаш
в руках кручу,
Я
огонь добыть хочу
Упражнение «Прятки»
Сжать короткий толстый карандаш в кулачке, спрятать его.
Карандашик я сжимаю,
Я ладошку поменяю.
4. Очень
интересный приём для развития мелкой моторики рук -
«пальчиковые
шаги».
«Пальчиковые
шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к
письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное
восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует
развитию речи
Сегодня
вы смогли познакомиться с упражнениями
для развития пальцев рук, которые помогают эффективнее решать проблемы развития
речи детей, а следовательно, более успешной их адаптации и в школе и в учебной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий