Добрый день, дорогие читатели! Я рада приветствовать Вас на страницах своего блога!

Блог "Минутка с логопедом" является интернет версией одноименной рубрики в передаче "Утро хорошего дня" Телерадиокомпании "Гродно".
ГУО "Средняя школа №8 г.Гродно" является базой для съемок. А главные герои рубрики - ученики, посещающие ПКПП, в котором я и работаю.
В блоге "минутка с логопедом" есть видео с телепередач, а также текстовые варианты всех заданий, которые выполняют ребята.
Кроме того блог содержит много другой важной и полезной информации для родителей: характеристика основных речевых нарушений, особенности развития речи ребенка в различные годы жизни и многочисленные рекомендации по развитию речи.
Для ребят в блоге предусмотрены интерактивные задания, выполняя которые они будут развивать речи и другие познавательные процессы.

Приятного чтения!

пятница, 11 марта 2016 г.

Как помочь заикающемуся ребенку

Возраст от 3-х до 4-х лет логопеды недаром называют критическим. На этом этапе у ребёнка наблюдается всплеск речевой активности. В возрасте трех-четырёх лет заикание может проявить себя. Процент заикающихся детей невелик. этим недугом.

Существует несколько классификаций заикания. Самая распространенная –патогенетическая. В ней, соответственно, выделяется:
ЭВОЛЮЦИОННОЕ заикание, или ЗАИКАНИЕ РАЗВИТИЯ, возникающее у детей в период становления речи (от трех до пяти лет);
РЕАКТИВНОЕ (психогенное) заикание, появляющееся у подростков и взрослых на фоне психических заболеваний или нервных срывов;
СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ заикание, сопутствующее органическим поражениям ЦНС (центральной нервной системы) в зрелом возрасте (заболевания головного мозга сосудистого, травматического или инфекционного характера).

Родителям надо знать как можно больше о первом виде заикания. Оно, в свою очередь делится на несколько форм. Разные авторы выделяют по-разному: от двух до пяти. Большинство склонно говорить о невротическом и неврозоподобном заикании, допуская при этом и смешанные формы, например, неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями.
Родители, при желании, могут, конечно, попытаться определить форму и характер заикания у своего ребенка, но лучше, если это сделает специалист.
Теперь перечислим основные «толчки»:
- Кратковременные (одномоментные) психические травмы (испуг, страх, стресс, аффект, чрезмерная радость).
- Длительно действующая психическая травма (противоречивое, неровное воспитание; хронические конфликтные переживания; дискомфорт в отношениях с близкими людьми или сверстниками).
- Полиглоссия (одновременное овладение несколькими языками) или многоязычие (двуязычие) в семье.
- Психическая индукция. (Ребенок начинает специально заикаться, подражая кому-то, или это происходит непроизвольно, когда он слышит заикливую речь).
- Речь взрослых. Быстрая, нервная речь, громкий голос – сильнейший раздражитель. Малыш слышит «скомканные» слова, напрягается, волнуется, но ничего не понимает! Со временем его высказывания будут столь же сумбурны и неряшливы. Начнется полтерн, а от него в полушаге и – заикание.

Самой известной программой традиционного метода лечения является «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Здесь будут приведены в пример два упражнения, считающиеся самыми действенными при лечении заикания. 

1. Упражнение «Насос»

Встаньте прямо, опустите руки. Наклонитесь немного вперёд, округлив спину. При этом голова и руки опущены, и шея расслаблена.

После этого сделайте быстрый вдох и приподнимитесь, но не выпрямляйтесь. Сделайте медленный выдох ртом или носом.
Вновь наклонитесь и сделайте быстрый шумный вдох и так же повторяйте. Данные дыхательные упражнения напоминают «накачивание шины». Выполнять его нужно с лёгкостью, не нагружая поясницу.

2. Упражнение «Повороты головы»

Встаньте прямо, положите руки по бокам. Повернув голову влево, быстро и шумно вдохните. Затем поверните голову вправо и ещё раз вдохните. Выдох делается во время поворота головы от левого плеча к правому. При этом останавливаться посередине не нужно.
Шея во время упражнения не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Самое первое упражнение включает в себя 8 вдохов и выдохов. Не забудьте делать между упражнениями короткие передышки. Всего нужно будет сделать 3 подхода по 32 вдоха.


3. Упражнение "Ладошки"
Исходное положение 
(и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды - пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. 
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений. Цель — ритмизация устной речи. Двигаемся под музыку и одновременно говорим стихи, тексты, песни.
Пример:
играет музыка, пациенты говорят стих и двигаются одновременно с проговариванием.
Показался пруд широкий
Разводим руки широко в стороны
А над прудом вяз высокий
Поднимаемся на носочки, руки тянем вверх
Раскачали клены, ели
В такт делаем наклоны
Головами зашумели
Качаемся влево, вправо с поднятыми руками
Грохнул гром
Делаем хлопок
И ель упала
Делаем наклон вперед, вниз, руки вниз
Только ветки покачала
Ритмично покачиваем руками внизу

4. Упражнения, нацеленные на постановку ритмических артикуляций синхронно с движением руки.
Это так называемый “послоговый ритм".
Проговариваем слоги и отбиваем ладонью ритм. Удар руки приходится на гласную. Делается сначала медленно, по мере научения ускоряемся. Для облегчения задачи сначала берутся стихи (ямб, хорей), поговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак.


Листья
Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.
Летом вырастают,
А осенью опадают.



Комментариев нет:

Отправить комментарий