Добрый день, дорогие читатели! Я рада приветствовать Вас на страницах своего блога!

Блог "Минутка с логопедом" является интернет версией одноименной рубрики в передаче "Утро хорошего дня" Телерадиокомпании "Гродно".
ГУО "Средняя школа №8 г.Гродно" является базой для съемок. А главные герои рубрики - ученики, посещающие ПКПП, в котором я и работаю.
В блоге "минутка с логопедом" есть видео с телепередач, а также текстовые варианты всех заданий, которые выполняют ребята.
Кроме того блог содержит много другой важной и полезной информации для родителей: характеристика основных речевых нарушений, особенности развития речи ребенка в различные годы жизни и многочисленные рекомендации по развитию речи.
Для ребят в блоге предусмотрены интерактивные задания, выполняя которые они будут развивать речи и другие познавательные процессы.

Приятного чтения!

воскресенье, 13 марта 2016 г.

Дифференциация звуков ч-щ

Дифференциация звуков - это этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения  отличать данный звук от других звуков речи.
Коррекционная работа по дифференциации звуков [Ч] - [Щ] требует особого внимания в работе с детьми, страдающими билингвизмом. В условиях обучения на неродном языке (русском), учащимся – татарам приходится перестраивать слуховое восприятие, артикуляционное воспроизведение и свое представление о языковых явлениях.


Согласные Ч - Щ являются сложными звуками, это аффрикаты. Звук [Ч] образуется с помощью [т’ш’], а звук [Щ] с помощью [ш’ш’]. В данных звуках много общего – это согласные, глухие, мягкие, имеют общий компонент [ш’]. Особенностью произношения звука [ч] в татарском языке является ярко выраженная мягкость и отсутствие начальной смычки [т’]. Это приводит к тому, что дети-татары произносят его как «русский» [щ] (щипсы вместо чипсыщайник вместо чайник).

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.
АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.
УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.
ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.
АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.
ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.
УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.


2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ча-ща
чу-щу
че-ще
що-чо
ще-че
чо-що
чи-щи
ща-ча
щу-чу
щи-чи

3. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.
Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

4. Создай новые словосочетания. 
Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.
Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

5. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

6. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.
У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий