Добрый день, дорогие читатели! Я рада приветствовать Вас на страницах своего блога!

Блог "Минутка с логопедом" является интернет версией одноименной рубрики в передаче "Утро хорошего дня" Телерадиокомпании "Гродно".
ГУО "Средняя школа №8 г.Гродно" является базой для съемок. А главные герои рубрики - ученики, посещающие ПКПП, в котором я и работаю.
В блоге "минутка с логопедом" есть видео с телепередач, а также текстовые варианты всех заданий, которые выполняют ребята.
Кроме того блог содержит много другой важной и полезной информации для родителей: характеристика основных речевых нарушений, особенности развития речи ребенка в различные годы жизни и многочисленные рекомендации по развитию речи.
Для ребят в блоге предусмотрены интерактивные задания, выполняя которые они будут развивать речи и другие познавательные процессы.

Приятного чтения!

пятница, 18 марта 2016 г.

Работа с предлогами

Дети, владеющие ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.

В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.
В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).
При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

1. Действия с предметами.
1.                    Положите карандаш на книгу.
2.                    Снимите карандаш с книги.
3.                    Положите тетрадь в книгу.
4.                    Выньте тетрадь из книги.
5.                    Положите ручку под тетрадь.
6.                    Положите книгу на карандаш.

2. Схемы предлогов.

Хорошо зарекомендовали себя схемы предлогов или картинки с наглядными примерами.
Раздайте их детям, пусть показывают соответствующий каждому вашему высказыванию:
Под , над , у , по , из ,  в , на , около, справа, слева...


3. Выделение предлогов из стихотворных текстов.
Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк  логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые  есть в тексте:
Солнечный лучик упал на волну,
Солнечный лучик попал в глубину.
На горе, на горке,
на крутом пригорке
Стройная рябинка,
будто на картинке.
Стройная береза выросла в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
На Незнайкиной подушке вышита кукушка..
Длинноухий заяц мчится,
за ним гонится лисица.
Если хочет Тюбик спать,
Он приляжет на кровать.
Знайка в комнату вошел
и  поставил сок на стол.
Закатила барабан
Синеглазка под диван.

Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.
Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.
Юра зашёл О класс.
Он сел О парту.
Вынул О портфеля книги и положил
О парту.
Юра сидит О Катей.
Учитель вызвал Юру О доске.
Мальчик стоит О доски и отвечает урок.

5. Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча.
Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.
Над окном - под окном
Под землёй - над землёй
К двери – от двери
Перед уроком – после урока
От дома – к дому
В портфель – из портфеля
Из школы – в школу
На ветку - с ветки.
Перед домом - за домом.

6.  “Путаница”. Составляем предложения:
Ребята, катаются, горки, с.
Зимой, снега, много, лесу, в.
Детям, подарили, на, подарки, празднике.
Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.
Метро, строят, землёй, под.
Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий