Дети, владеющие ограниченным словарём, не понимающие
значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и
употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка,
ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и
явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в
качестве самостоятельных слов.
В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.
В работе над предлогами рассматриваются те предлоги,
которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети
заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные
предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из
пола).
При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается
понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся
понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно
включается другой предлог, ранее не изучавшийся.
1.
Действия с предметами.
1.
Положите карандаш на книгу.
2.
Снимите карандаш с книги.
3.
Положите тетрадь в книгу.
4.
Выньте тетрадь из книги.
5.
Положите ручку под тетрадь.
6.
Положите книгу на карандаш.
2. Схемы предлогов.
Хорошо зарекомендовали себя схемы предлогов или
картинки с наглядными примерами.
Раздайте их детям, пусть показывают соответствующий
каждому вашему высказыванию:
Под , над , у , по , из , в , на , около, справа, слева...
3. Выделение предлогов из стихотворных
текстов.
Дети прокатывают
каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения
стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед
предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:
Солнечный лучик упал на волну,
Солнечный лучик попал в глубину.
На горе, на горке,
на крутом пригорке
Стройная рябинка,
будто на картинке.
Стройная береза выросла в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
На Незнайкиной
подушке вышита кукушка..
Длинноухий заяц мчится,
за ним гонится
лисица.
Если хочет Тюбик спать,
Он приляжет на кровать.
Знайка в комнату вошел
и поставил сок на стол.
Закатила барабан
Синеглазка под диван.
Вы каждый предлог должны вернут “в своё”
предложение “на своё место”.
Ученики получают
конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.
Юра зашёл О класс.
Он сел О парту.
Вынул О портфеля книги и положил
О парту.
Юра сидит О Катей.
Учитель вызвал Юру О доске.
Мальчик стоит О доски и отвечает урок.
|
5. Игра “Наоборот” с перекидыванием
мяча.
Логопед начинает фразу, а ученики
заканчивают.
Над окном - под окном
Под землёй - над землёй
К двери – от двери
Перед уроком – после урока
От дома – к дому
В портфель – из портфеля
Из школы – в школу
На ветку - с ветки.
Перед домом - за домом.
Под землёй - над землёй
К двери – от двери
Перед уроком – после урока
От дома – к дому
В портфель – из портфеля
Из школы – в школу
На ветку - с ветки.
Перед домом - за домом.
6. “Путаница”. Составляем
предложения:
Ребята, катаются, горки, с.
Зимой, снега, много, лесу, в.
Детям, подарили, на, подарки, празднике.
Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.
Метро, строят, землёй, под.
Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий