Требования современной
действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи.
Для овладения такой речью
необходимо развитие активного словаря. Активный словарь - это понимание
значения слов и употребление их в речи.
На логопедических занятиях дети
учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять
простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения
различным видам рассказов, описаний, проводятся упражнения в сравнении
предметов.
Упражнения для развития лексической
стороны детей на примере темы «Зима»
Странная
звездочка
Что за нелепый человек
С неба
упала
Пробрался в 21 век?
Мне на
ладошку
Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и
пропала.
Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Логопед раздает каждому ребенку
снежинку на ниточке.
- Давайте
заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не
надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время
выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
2.
Дидактическая игра «Подбери слова»
Зимой на
улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.
Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает? — вьется,
бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит,
падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют,
катаются, играют, веселятся, радуются…
- Пришло
время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем
ласково.
Снег-снежок
Сосулька — сосулечка
Мороз-
морозец
Дерево- деревце
Ветер- ветерок
Горка — горочка
Лёд- ледок
Холод- холодок
Зима-
зимушка
Санки- саночки
3. Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто
белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
(Логопед читает
стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
Землю всю украсил ... (Снег.)»
4. Игра «Найди лишнее слово».
Послушайте и найдите лишнее слово.
(Дети находят лишнее слово и объясняют
свой выбор.)
«Мороз, морозильник, мороженое,
моросит».
«Снег, снегирь, снасти, снеговик».
«Холод, хороший, холодильник,
холодок».
«Лёд, ледышка, лекарство,
ледяной».
5.
Упражнение «Что изменилось?»
Логопед помещает на доску
предметные картинки с изображением зимы.
- Ребята,
посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я
уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось
или чего не стало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий