Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых
человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки
на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении
занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект
функционирования процесса памяти, но и психологический.
Существует память произвольная и непроизвольная. При
непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со
стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь
интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании
человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.
Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой
(как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем
интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться
материал.
Память
можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При
непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации
происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления
логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В
обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном
логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить. В дошкольном возрасте у детей преобладает
механическое запоминание. Однако надо отметить, что логическое запоминание
гораздо эффективнее.
Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения
информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную
информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память,
предназначенная для хранения информации в течение длительного времени;
оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее
заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции.
Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.
Также
память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая,
двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.
Память
субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после
каждого их извлечения.
Игры для развития памяти у детей
1. «Картинки»
Детям на короткое время показывается
картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на
картинке, как можно более подробно.
2.Упражнение на развитие зрительной памяти
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую- либо простую фигуру ( домик, квадрат,
треугольник и т.д.) Попросите ребенкапосмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру
и попросите ее повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
3. Упражнение
«10 слов».
Ребенку предлагается 10 слов для запоминания.
Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат. После
прочтения ребенок повторяет запомнившиеся слова. Можно повторно зачитать слова
после первого повтора.
4. Упражнение
«Запомни пары слов».
Подобрать 8-10 пар слов, связанных
между собой по смыслу. Например:
Яблоко-сад
Курица-цыпленок
Книга-читать
Пылесос-уборка
Корова-молоко и др.
Взрослый зачитывает ребенку пары слов,
затем повторяет первое слово, ребенок за ним-второе. Для тренировки
долговременной памяти повторить пары слов через час, через день.
Усвоение всех
указанных способов запоминания происходит тем успешнее, чем больше внимания
уделяет им учитель, который должен знакомить учащихся с наиболее рациональными
приемами запоминания и припоминания. Применение рациональных методов
запоминания — важнейшее условие развития и воспитания памяти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий