Мышление -
это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.
Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому,
мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем
знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление
развивается в три этапа:
·
Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью
манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего
возраста.
·
Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью
представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка
дошкольного возраста.
·
Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий,
рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем
дошкольном возрасте.
Если у ребёнка хорошо развиты все
виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается
большего успеха в жизни.
1 Упражнение «Назови
одним словом»
Взрослый называет несколько слов,
ребенок подбирает обобщающее слово. Например:
-автобус, мотоцикл, велосипед…
-крыжовник, смородина, клубника…
-скрипка, пианино, баян…
-топор, пила, клещи…
-шарф, шапка, рукавицы…
Упражнение «Каким бывает?...»
Упражнение противоположное предыдущему.
Взрослый называет обобщающее слово, ребенок должен назвать родовые понятия.
Например: мебель- …
Обувь-…
Транспорт-… и др.
Можно использовать мяч.
3.Упражнение «Четвертый лишний».
Взрослый называет 4 слова, ребенок должен назвать, какое слово
лишнее и объяснить, почему. Например:
-стол, стул, пол, шкаф
-осина, тополь, береза, сосна
- река, озеро, море, мост
-яблоко, огурец, помидор, капуста
и др.
Упражнение «Ассоциация»
Ребенку предлагается 10 слов, ему
необходимо придумать к каждому из них парное слово для запоминания (связанное с
ним по смыслу). Например: ЛОПАТА - КОПАТЬ. Через некоторое время можно
проверить, сколько заданных и сколько придуманных слов ребенок вспомнил.
Упражнение «Что общего?»
Ребенку предлагают пару слов, он должен назвать, что между ними общего.
Например: ложка – вилка (ими едят, это посуда, столовые приборы…)
ложка –
ключ (металлические предметы, продолговатая форма…)
шкаф
– кровать (мебель, находятся в комнате…)
снег –
дождь (вода, осадки…) и др.
Упражнение «Подбери нужное слово»
Взрослый называет ребенку пару слов, связанных по смыслу, и слово, к
которому ребенок подбирает парное по аналогии. Например:
Ромашка – цветок, а окунь - ? (рыба)
Лето – жара, а зима - ? (холод)
Суп –ложка, а мясо - ? (вилка)
Собака – конура, а птица - ? (гнездо) и
др.
Упражнение «Сравни понятия».
Взрослый называет пары слов, ребенок
должен назвать, что между ними общего и чем они отличаются. Например: самолет –
птица
девочка – кукла
яблоко – мяч
дерево – бревно и др.
Игра «Животное и его детеныш»
Кто больше назовет названий животных и
их детенышей. Следует обратить внимание на правильное название детенышей.
1.
Упражнение
«Дорисуй картинку».
Ребенку предлагается лист бумаги с
каким-либо нарисованным элементом. Например: круг, полукруг, ломаная, кривая…
Ребенок должен придумать оригинальный рисунок, включая в него этот элемент.
Комментариев нет:
Отправить комментарий